Многие ныне называют себя эльфами или кричат
о том, что в их жилах течет эльфийская кровь, мало представляя себе, что эльфы -
это не только длинные волосы, но и острые уши. Я бы со своим опытом
охарактеризовал этих "эльфов" как хиппи, у которых отняли идеи любви и свободы,
заменив их на плохо сделанные мечи. Сложно понять и постичь психологию иной
расы. Данный текст лишь пытается обратить внимание лишь на какие-то основные
моменты, отличия эльфийской и человеческой психологии, рассматривая эльфов, в
первую очередь, как созданий Эру, ибо их отражения в иных мирах и других
легендарных планах во многом базируются на них, а не на скандинавских Альвах,
или крылатых малютках Шекспира.
Первое, что отличает эльфа от человека - это отношение ко времени и
ощущение этого времени. Тут даже неважно, бессмертен ли эльф или его срок жизни
просто измеряется тысячелетиями. Проходят годы и века, а эльфы остаются вечно
молодыми. Мир вокруг них, в их представлении, как бы стоит. Ведь у них нет
понятия "смена поколений". Даже если учесть, что человеческий возраст и
эльфийский возраст соотносятся друг с другом как арифметическая и геометрическая
прогрессии: эльфийский мальчик учится ходить так же, как человеческий, в 90 эльф
выглядит на 25, а эльфу, выглядящему старше (на 30 или 40), может быть сколько
угодно лет. Возможно, именно этим объясняется определенная аутичность (или "тормознутость")
эльфов, воспринимающих информацию как бы медленнее других гуманоидных видов. Но
воспринимаемая информация! Груз памяти! Ведь эльфы не страдают склерозом и
помнят ВСЕ. А теперь представьте себе с этой позиции разговор Владычицы Лориена
и Хоббита, неущего Кольцо. Как она, разменявшая к этому времени шестое
тысячелетие своей жизни, видевшая своими глазами Благословенные земли и
Священных Первобогов, о которых ко времени этого разговора в Средиземье остались
лишь смутные оспоминания на уровне "Спаси, Господи!", смотрит на это существо,
которому лишь шестой десяток? Ведь груз памяти - это очень тяжело. Мир меняется
вокруг тебя, а ты все помнишь. Конечно, из-за продолжительности жизни эльфов и
их лимитированных контактов с другими расами эти проблемы менее болезненны, чем
в случае с бессмертными ("Горец-1") или вампирами ("Те, кто охотится в ночи").
НО все равно, каждый высокий эльф несет на себе тяжкий груз прожитых лет.
Правда, мир вокруг эльфов меняется мало. Практически на любом легендарном
плане существование эльфов тесно связано с природой, и питаются они если не
лунным светом в чистом виде, то дарами леса, получаемыми собирательством или
охотой. А это значит, что у них отсутствует активное преобразование ландшафта
из-за их деятельности. В свою очередь, подобные взаимоотношения эльфов и
окружающей природы влекут за собой поддержание общества в состоянии гомеостаза,
отсутствуют стимулы к преобразованию мира вокруг себя. Даже если эльфы кого-то
приручают, эти существа не есть часть экономического цикла, завязанного на
скотоводство или земледелие. На грифонах они летают скорее в военных или
церемониальных целях. Даже там, где эльфы что-то строят, эти сооружения или
вписаны в рельеф окружающей местности, представляя собой лишь слегка дополненную
естественнную преграду, или сооружены руками других видов (к примеру, гномов).
Если не считать изменений политических наподобие войн, жизнь эльфа течет
медленно и размеренно. Даже сезонные перемены воспринимаются как мелкие детали
одного цикла. Время как бы замедляет бег или останавливается, когда один день
похож на другой. Человек, возможно, испытывает нечто подобное, находясь в армии,
в зоне, или на какой-то монотонной работе. Отсюда и отсутствие необходимости
развиваться. Самодостаточность. Отсутствие техники или технологии, которые им
просто, оказывается, не нужны. Два моих, пожалуй, любимых вопроса в "тесте на
эльфийский менталитет" - "Может ли быть в эльфийском фольклоре сказка про
молодильные яблоки?" и "Могут ли эльфы изобрести паровоз, и если нет, то
почему?" - с вязаны с установлением правильного понятия о временном укладе
эльфийской жизни. Между тем, подобный гомеостаз провоцирует отсутствие всякой
тяги к новому. Эльфийский уклад патриархален и консервативен. Во всяком случае,
их государства в Средиземье так и остались на уровне ранне-феодальных государств
периода разложения родового строя. А самодостаточность, сопряженная с
избранностью, немножко провоцирует тот уровень косности и ограниченности, при
котором почти исчезают саморазвитие и поступательное движение. Так это в чем-то
было в Срединной Империи. Даже магия - она интересует эльфов, но они как бы
просто зачарованы ею. Они воспринимают ее из-за некоей сродственности ей
эльфийского характера. Но все равно цивилизация эльфов, если можно о ней
говорить, настолько же немагична, насколько нетехнологична. Эльфийский мир - это
тот мир, который был, когда эльфы родились. Таким же он и умирает.
Интересно в этом смысле рассмотреть эмоциональную структуру эльфов.
Безусловно, долгая жизнь сделала их скупыми на ежедневные проявления чувств.
Отсюда стандартное описание эльфа, как чего-то отстраненно-холодного, свысока
взирающего на смертных. Они уже столько всего этого перевидели! Но если эльфа
посетил эмоциональный всплеск, то остановить стимулированного эмоцией эльфа
практически невозможно. Какой бы ни была эта эмоция: любовь, ненависть, месть,
творческое обладание. Скупые на проявления чувств в обыденной жизни, эльфы
подвергаются шекспировским страстям в том случае, когда они позволили чувству
овладеть собой. И тогда они могут долго ждать, направляя все свои усилия на
осуществление цели. Впрочем, что для эльфа время!
Второй момент - это отношение эльфов к жизни и смерти. Эльфа могут убить.
Он может зачахнуть. Но "случайная" смерть не имеет власти над ним. Эльф в
гораздо большей степени господин своей жизни и смерти. Кроме того, даже зная,
что ему, возможно, придется умереть, эльф испытывает меньше страха, чем человек.
Ведь страх смерти складывается из страха перед неизвестностью, страха боли,
сопровождающей смерть, и страха огорчить близких тебе людей своим безвозвратным
уходом. Но эльф знает, куда денется его дух. Чертоги Намо вообще первоначально
мыслились как некий аналог Вальгаллы, и даже в других мирах эльфа, ушедшего из
мира живых, вернуть в него невозможно. Смерть для эльфа во многом своего рода
возвращение, а не полный конец или уход куда-то. Смерть для них не так чтобы
более привычна или естественна, но они относятся к ней спокойнее. Может быть,
еще и поэтому эльфийские войны кого-то с кем-то часто носят тотальный характер,
ведутся до полного уничтожения. Компромисс эльфу ведом мало.
Третий момент - особенности эльфийской картины мира. Острые уши
обеспечивают более развитый, чем у человека, слух. Эльфийское зрение вошло в
поговорку, хотя на мой взгляд, речь идет не столько об инфравидении, сколько о
нокталопии, способности видеть в темноте. Непонятно, насколько эльфийский
цветовой ряд смещен в ту или иную сторону спектра, но чувственное восприятие
мира эльфами гораздо более многообразно и полно. Достаточно четко ясно, что они
различают два типа света: красный ("нар"), свет солнца и огня, и белый ("сил"),
свет луны, звезд, и, видимо, лампы дневного света. Это уже само по себе делает
взгляд на мир эльфа отличным от человеческого. Он тоньше и многообразнее, хотя
критерии красоты у эльфов близки к японским понятиям красоты естественного,
необработанного, простого. Даже когда иногда эльф гранит камень, он просто,
подобно японскому мастеру, открывает его суть. Это же, видимо, прослеживается в
эльфийской музыке и танцах. Они медленны и церемониально-медитативны. Вообще,
можно сделать вывод, что эльфы есть народ гораздо более правополушарный,
воспринимающий мир вокруг себя не рационально, а эмоционально, образно. Отсюда,
возможно, их повышенная чувствительность к эманациям добра и зла, наполняющим
эфир вокруг них. Отсюда их постоянное состояние баланса на грани грезы и
пробуждения (эльфы часто не знают сна в стандартном понимании, мозг их отдыхает
по-другому, как бы расслабляясь и обращаясь в прошлое), что, возможно, является
также одной из причин повышенной сопротивляемости эльфов к магии сна и
зачаровывания. Они как бы постоянно пребывают в близком состоянии и активно
ввести их туда невозможно. С другой стороны, сложно толкнуть их и в другую
сторону. Медитация в стандартном восточном понимании этого слова как техника
внутренней работы, да и духовное совершенствование, направленное на развитие
внутренних (экстрасенсорных) способностей им неведомо. Если эльфа не
подталкивают сильные чувства, ему лень напрягаться. Проще прибегнуть к
какой-нибудь мелкой магии, чем что-то делать и чему-то учиться. Ведь
продолжительность жизни эльфов и их отношение к миру формируют такое отношение к
новому, при котором это новое им не нужно. При этом эльфы вообще, видимо, учатся
чему-то долго, и логика их ближе к человеческой женской.
Может быть, из-за "правополушарности" эльфы гораздо более андрогинны, чем
люди. С одной стороны, эльфийские воительницы более частое явление, чем в других
расах. С другой - длинные волосы и эльфийское телосложение почти стирают внешнее
различие между эльфом и эльфийкой. Создается нечто утонченно-среднее, что и
служит почвой для приличного количества скабрезных анекдотов или того, что
значит слово "эльф" в словаре современного американского слэнга. ...Хотя
настоящие эльфы - это, безусловно, народ мужественный, но мужественность и
стойкость есть скорее их внутреннее качество, не проявляющееся во внешнем виде и
даже каких-то привычках. На андрогинность указывает и то, что при эльфийской
продолжительности жизни количество детей у них аналогично человеческому. Но
один, два, три, даже пять или семь детей при тысячелетнем сроке жизни просто
мало. Кто-то сказал, что эльфы - это вечно юные старики, но старики скорее по
внутреннему мироощущению. Интересно, конечно, сколько, к примеру, длится
беременность у эльфов, но это немножко выпадает из интересующей нас темы.
Единственное, что следует отметить, так это то, что определенная андрогинность
эльфов делает их в чем-то ближе к корням творения, т.е. ранним формам жизни,
которые, как правило, не имеют четкого разделения на полы. А эльфы почти всегда
Перворожденные. Андрогинность, возможно, в чем-то влияет и на семью, бытовой
уклад. Секс не играет доминирующей роли в жизни эльфа. Они - одно поколение, и
срок жизни стирает разницу между отцом и сыном. Отсюда определенная слабость
семейных уз.
Следствие биологии эльфов - и распространенность эльфийских воительниц .
При стандартном эльфийском телосложении (близком у обоих полов) малореально
использование тяжелого оружия и доспехов, сделавших у людей войну почти
исключительно мужским занятием. При отсутствии таковых (и отсутствии какого-либо
желания осваивать оружие низших рас, часто, к тому же, худшее по качеству),
процент лиц женского пола среди эльфийских воинов должен даже несколько
превышать 50 (по ряду причин, одной из которых может быть мнение о пользе
физической подготовки для будущих матерей).
Что касается срока беременности у эльфов, то при условии, что
внутриутробное развитие не замедлено по каким-либо причинам (указаний на что,
вообще говоря, нет), он должен быть даже несколько короче чем у людей, так как
при обычной эльфийской конституции (и отсутствии у эльфийских женщин явно
выраженной широкобедрости) рождение крупного, большеголового ребенка, скорее
всего, в большинстве случаев приводило бы к летальному исходу. Понятно, что при
этом ребенок должен рождаться недоразвитым, развиваться долго (а не "учиться
ходить так же, как человеческий") и нуждаться в длительной заботе со стороны
матери (и возможно, еще и отца). Это само по себе обьясняет низкую плодовитость
эльфов на единицу времени (следующий ребенок не должен рождаться до достижения
первым самостоятельности). Кстати, в противном случае (т.е. при высокой
плодовитости, учитывая еще, что они, судя по всему, сохраняют ее до глубокой
старости) эльфы очень быстро (со своей точки зрения) переполнили бы свою среду
обитания и вынуждены были бы либо периодически вырезать большую часть, либо
освоить производящий тип хозяйства, т.е. в любом случае перестали бы быть собой.
В принципе, учитывая вышеприведенный тезис о рождении недоразвитых детей, эльфов
можно вывести из низших млекопитающих - хоть от тех же сумчатых, из которых,
кстати, далеко не все имеют сумку как таковую .
Перворожденность эльфов, то, что еще на заре существования других видов
они уже обладали всем тем, создает у них комплекс избранности, своего
изначального превосходства. На заре своего взаимодействия с другими видами эльфы
часто выступают в роли учителей, считая, что их ученики все равно не овладеют до
конца всей преподанной премудростью, которую нужно не только изучать, но и
чувствовать изнутри, а это не передается. При этом контакты, как правило,
достаточно ограниченны и лимитированы. Эльфы учат только тому, чему ОНИ хотят
учить. В остальном сохраняется дистанция. На неэльфов они смотрят с высоты
своего возраста и болезненно реаггируют на попытки тех, кто вырос и
цивилизовался на их глазах, считать себя равными им. Отсюда такое часто
встречающееся явление, как "эльфийский фашизм". Отсюда же жестокое и
неприязненное отношение к полукровкам, похожее на отношение к "недочеловекам". И
там, где эльфы дошли до более развитых форм государственности, часто
присутствует очень жесткая и кастовая система. Избранные и самые избранные. По
сравнению с людьми эльфы значительно менее толерантны к окружающему миру, когда
он пытается повлиять на них. Если внутри эльфийской культуры допустимы процессы
раскола и какой-то ассимиляции, то реакция эльфов на изменяющийся мир вокруг них
есть медленный переход от попыток сохранить его для себя к попыткам сохранить
себя в каких-то анклавах наподобие тех, которые, в общем-то, имелись в
Средиземье во время Войны Кольца. Ведь эльфы - не творители. Они - любимые дети
и хранители традиции, и когда они не могут хранить эту традицию больше, они
просто уходят. В Благословенные Земли, или в Полые Холмы. Не суть важно.
Доблестные и страстные в борьбе со Злом, сотворенным одновременно с ними, они
часто оказываются не в силах сопротивляться естественным изменениям мира.
Конечно, эльфийское общество не есть абсолютная косность. Размеренность
их жизни направляет их основные помыслы в русло совершенствования своей
культуры, но культура эта не материальная, а духовная. В основе этой духовной
культуры лежит речь. Не случайно почти во всех мирах самоназвание эльфов
переводится как "говорящие". Музыка и песни, большая часть которых или эпичны,
или заклинательны. Устная традиция превалирует над письменной хотя бы потому,
что функция книги как передатчика знаний через поколение у них отсутствует.
Музыка и танец есть дополнение к слову. Кто-то назвал эльфийскую культуру
культурой, созданной от скуки. Это не совсем верно, хотя для эльфа часто
действительно важен не только сам поступок, но и то, как он смотрится, и
эффективность часто подменяется внешним эффектом.
Еще касательно примата устной речи над письменной: по Лотману,
цивилизация такого типа (традиционалистская, и при этом живущая в
гомеостатическом окружении, включая другие цивилизации - а эльфы поддерживают
этот гомеостаз) может и не иметь письменности при достаточно высоком уровне
развития других областей культуры (при отсутствии необходимости записывать
ИЗМЕНЕНИЯ, запись того, что "было, есть, и будет" удобнее производить по-иному;
при этом роль Текста играет сочетание обряда и вех на местности, которые в нем
участвуют (как правило, архитектурные сооружения и монументальная скульптура -
точнее, на этом этапе они не разделяются). Заметим, что по Толкиену, появление у
эльфов письменности связано, во-первых, с божественным вмешательством (впрочем,
это распространенный мотив, хотя гномские руны, кажется, появились без него) и
во-вторых, по времени - с тем моментом, когда окружающая среда начала изменяться
(руны Феанора появились, судя по всему, после первого (?) столкновения с Чужим -
появления в Благ. Землях Мелькора; что-то подобное и в Средиземье).
Думаю, будет занятно сравнить эльфов со второй по распространению "расой"
подобных миров - гномами. Ведь они во многом ка масло и вода - не смешиваются.
Эльфы сосуществуют с окружающим их ландшафтом, а для гномов, живущих под землей,
вся жизнь есть кропотливый и тяжкий труд по преобразованию в свою пользу
естественных условий. Мир для гнома более тяжел и более сжат - отсюда четкая
клановая структура и преданность роду и семье. Изгнание хуже, чем смерть. В то
время, как эльф (по-хорошему) всегда сам по себе, одиночка. Постоянная
деятельность по добыче природных богатств приучает гномов, что в этом мире
ничего не бывает даром. За все надо платить - это действительно гномское кредо,
и выгода - основное, навенрное, понятие гномской морали, часто ассоциируется у
них с выгодой материальной. Для эльфов это нонсенс. Кстати, очень часто именно
столкновение этих принципов вело к эльфо-гномским конфликтам. Гномский подход к
жизни вообще более утилитарен. Даже красоту они, пожалуй, воспринимают с одной
стороны, как удобство и полезность, ас другой - как меру затраченных на это
гномо-часов или достижений технической мысли, развитость которой стимулирует
сама гномская жизнь. Не производя, тем не менее, в силу своего
хозяйственно-культурного типа, тех продуктов, без которых их физиологическое
существование невозможно, гномы упорно цепляются за каждый кусок хлеба. Отсюда -
"гномовитость", которую очень часто путают с жадностью и скупостью и от которой
до них действительно несколько шагов. А находящиеся на поверхности гномы часто
занимают экологическую нишу евреев в европейском обществе, олицетворяя собой
торгово-ростовщический капитал. Если для эльфа понятие родины, в первую очередь,
связано с родными местами, для гнома родина - это его очаг, дом, род, семья.
Вполне возможен вариант, что гномские женщины не имеют такого характерного для
человека признака, как гиперсексуальность, т.е. способность вступать в половые
сношения (и, соответственно, наличие вторичных половых признаков) в течение
большей части жизни с момента завершения полового созревания, а имеют четко
выраженный сезон размножения, а в остальное время внешне мало отличимы от
гномов-мужчин. Это легко обьясняет их незаметность, а также тот факт, что секс
по большей части не играет в жизни гномов никакой роли (за исключением периода
размножения, но тогда их вряд ли кто видит...). Вообще говоря,
гиперсексуальность присуща в нашем мире исключительно (?) человеку, но судя по
большинству источников, эльфам она, кажется, тоже присуща.
Все это, конечно, лишь попытка анализа. Можно внимательнее рассмотреть
понятие "знания" у тех, и у других. Можно посмотреть, что значит действительно
любовь (все-таки у эльфов она явление редкое; чувства, обуревающие выысоких
эльфов и заставляющие их совершать великие дела, выходящие за рамки
традиционного существования, более глобальны) или кровная месть. Но основа
заложена. И тем, кто когда-либо попытается "побыть" эльфом, имеет смысл
вдуматься даже в этот текст.
Тест на "эльфийский менталитет" помимо упомянутых выше включал в себя еще
несколько вопросов, которые я хотел бы привести.
- Какая система счисления времени больше подходит эльфам - циклическая или
линейная? Что могло бы быть в основе этой системы?
- Какой "свет" употребят эльфы для обозначения лампочки Ильича и лампы дневного
света? Почему для эльфа "сил" предпочтительнее, чем "нар"?
- Почему слово "ублюдок" и слово "полуэльф" часто воспринимаются как синонимы?
- Может ли эльф быть религиозным фанатиком? А фанатиком борьбы за идею?
Об образе жизни и ведения боевых действий:
По Панченко, имеются 3 основных изначальных
типа военной организации: степняк, помор, и горец, плюс лесовик. Следует
отметить, что для большинства эльфов характерен именно последний тип, с его
чертами силы и упорства в подвижной обороне (засеки, etc.), неплотном
расселении, приверженности традициям и почти полной неспособности к ведению
наступательных боевых действий и вообще каких-либо действий за пределами леса.
Для нестандартных эльфийских рас (faerie, drow) характерен горский тип, с его
четкой клановой структурой, проистекающей из самодостаточности небольшого
горского селения в обороне, с мощью в обороне использующей условия местности,
возможностью набегов на окрестности гор, но неспособностью к ведению активных
наступательных действий в отдаленных районах, особенно к завоеванию и удержанию
местности. Заметим, что гномы в принципе относятся к этому же типу.
Согласно его же концепции, мы можем отметить, что ни для эльфов, ни для
гномов не может быть характерен интерес к военному искусству и высокая степень
его развития, так как, во-первых, для тех и для других в принципе характерен
более высокий уровень развития технологии, чем для соседей (хороший меч,
особенно магический, многое сделает сам, хороший доспех защитит), что снимает
стимул развивать искусство боя - состязание бойцов превращается в состязание
мастеров-оружейников; к тому же, эльфу с его высокой природной
координированностью, многому просто не нужно учиться, что, понятно, не
способствует развитию школ, а гном, как правило, сильнее большинства противников
просто вследствие того, что весь его образ жизни представляет собой силовую
тренировку; и, наконец, для гномов куда более почетным занятием (см. текст выше)
является производительный труд, для эльфов - развитие духовной культуры (к тому
же, им во многом может помешать привычка полагаться на магию и на то, что "лес
укроет"). В принципе, военное искусство эльфов в своем высшем развитии может
дойти до техники боя, вытекающей из искусства танца, но не сможет подняться
выше. Гномы же, понятно, будут стремиться к использованию своих рабочих навыков,
что обусловит как развитие оружия, так и технику боя.
Свежующие Разум
...Хороший пример совершенно другой
расы и вытекающей из этого психологии и менталитета. Живут глубоко под землей.
Согласно легендам, которые рассказывают о них люди, ищут способ погасить Солнце,
чтобы вырваться наружу и подчинить себе весь земной шар. НО это не так. Эти
холоднокровные амфибии смотрят на людей примерно также, как лев смотрит на
корову или ее тушу (просто мясо, какие у мяса могут быть проблемы?)...
Название "свежующие разум" - не аллегория. Их трехпалые руки не могут
эффективно рвать, хватать, царапать, но щупальца, которыми заканчивается их
голова, похожая на голову осьминога, войдя в контакт с головой жертвы, проникают
внутрь и высасывают мозг. При этом усваиваются не только белки, жиры и углеводы,
но и часть информации. Центр любого их сообщества - Старейшина-Мозг. Это
гигантский мозг, плавающий в "физрастворе". В этом же растворе гнездятся их
личинки, постепенно превращающиеся во взрослые особи и впитывающие с ростом
необходимую информацию от Мозга. Когда один из Свежующих умирает, его мозг
вываливают в этот раствор, и Старейшина абсорбирует его вместе со всей
накопленной этим мозгом информацией. Таким образом, это как бы колоссальный банк
данных , информационное поле, биологический сверхкомпьютер, способный
связываться с любым из своих "подопечных" в пределах его досяягаемости - радиуса
действия его ментальной силы, который значительно превосходит собственно район
обитания данного сообщества.
По своим экстрасенсорным способностям Свежующие мало кому уступают, и то,
что обычные существа делают за счет физической силы, они делают за счет
ментальной: строят туннели в скалах, используя телекинез или контролируясознание
гигантских кротов; охотятся, парализуя жертву ментальным ударом по ее нервной
системе. Передвигаются они достаточно проворно, но только потому, что
телепортация отнимает у них слишком много энергии. Считают себя выше всех
других, поскольку выдвигают как критерий развитости уровень энергетических
способностей организма.
Фраза "Ты можешь что-то только руками", или "Иди и сделай это только
руками" - оскорбление. Свежующие двуполы. Каждый из них в течение своей жизни
дважды производит личинку. Они лишены эмоций, которые затеняют разум. Их логика
скорее компьютерная.
Эмоции им непонятны. Усваивая чужие мозги, они воспринимают только
полезную им информацию: какие-то аспекты науки или новости сверху. Навыки,
непригодные в их существовании (вроде умения пользоваться мечом), или связанные
с эмоциями - не воспринимаются, т.е. не вспринимается вся эмоциональная сфера
вообще. Именно поэтому для них нет разницы между человеком и зверем, ибо
умственная деятельность для них - в первую очередь, умение силой ума достигать
неких свершений, иначе говоря -экстрасенсорика...
Литература, дающая представление о чуждой психологии:
Г.Диксон "Иной Путь"
Б.Хэмбли "Те, Кто Охотится в Ночи"
Л.Нивен, Дж.Пурнелль "Мошка в Зенице Господней"
D.Brinn. The Uplift Trilogy ("Sundiver", "Startide Rising", "The Uplift War") -
вышли у нас в переводе под названиями - "Прыжок в Солнце", Звездный Прилив",
"Война за Возвышение".
Дж.Пурнелль "Янычары"
Г.Т±ртлдав "Земная Хватка"
Ф.Х.Фармер "Многоярусный Мир" (?)
А.Азимов - цикл об Илайдже Бейли и Дэниэле Оливо: "Стальные Пещеры", "Обнаженное
Солнце", "Роботы Утренней Зари", "Ро- боты и Империя".
Возможно, что-то еще (вспомню - вставлю).