(Комментарий к
"Истории Финве и Мириэль")
И ты туда же!
Кто-нибудь
...Но сквозь годы и румяна
Незаметно и упрямо
Не до конца,
Безнадежно и печально
Проступает изначальный
Чистый замысел Творца...
Ю.Ким. "Дом, который построил Свифт"
Итак, Толкиен не включил "Историю Финве и Мириэль" в "Сильмариллион".
На самом деле я его понимаю. Текст тяжелый, и Толкиен явно понял, что "Спор
Валар" не хочет принимать литературную форму и в "Сильмариллион" просто не
лезет. Все мои усилия придать переводу удобочитаемый вид не привели его к
таковому виду. Но в конце концов я сочла, что любознательный и нуждающийся
прочтет и так, и взяла на себя смелость высказать некоторые мысли об этом
произведении.
Сама по себе история расторжения брака Финве и Мириэль
малоинтересна. Никаких фундаментальных последствий для содержания
"Сильмариллиона" подробности этого развода не несут, так что если уж говорить о
них, то лишь как о поводе для Спора Валар, затрагивающего важнейшие этические
концепции.
Разумеется, каждый читатель имеет свое мнение об этом Споре,
я же хочу сказать свое, а именно несколько слов о месте этих концепций в общей
этической структуре Мира Толкиена.
Мудрецы Эльдар считают запись Спора Валар одним из важнейших
документов Закона. Неудивительно, ибо в этой записи видно, как создаются
фундаментальные законы, на основе чего они создаются и что принимается во
внимание. Конечно, "Статут Финве и Мириэль" - закон глобальный и данный Эльдар
Стихиями, но, без сомнения, процедура его создания являлась образцом для
создания законов самими Эльдар, в рамках культуры, созданной в Валиноре и
принесенной Нолдор в Средиземье.
Что такое закон? Некое формально утвержденное правило для
соблюдения в рамках определенного общества, которое обычно включает в себя
какие-то гарантии его соблюдения, например наказание за нарушение (в отличие от
обычая, который никто не утверждает формально). Поскольку порядок вещей в Арде
(Рок), как я уже писала, имеет этическую природу, то Валар - выразители и
блюстители этого порядка вещей - строят новые законы Арды на основе уже
включенных в этику закономерностей, то есть того, что в привычных нам терминах
именуется СИСТЕМОЙ ЦЕННОСТЕЙ.
И вот, перед нами система, очевидно, основополагающих
ценностей цивилизации эльфов Высокого рода.
Самой глубокой и неизменной ценностью в ней, опорой для всех
важнейших добродетелей, является АРДА АЛАХАСТА, Арда Неискаженная, как единство
обоих смыслов, которые можно подразумевать за этим понятием: одновременно и тот
изначальный замысел Творца, который проступает за всеми Искажениями, и мечта об
Арде Исцеленной. Это ценность абсолютная, ибо в Неискаженной Арде нет зла. Арда
Алахаста является опорой и источником для Надежды, которая вместе со своим
конкретным проявлением - Терпением - оказывается важнейшей добродетелью Детей
Эру.
Что значит "нет зла"? Нам, рожденным в Арде Искаженной,
сложно это понять. Уже давно жанр утопии опровергнут жанром антиутопии, ибо зло
заложено в природе Детей Эру (каковыми и мы с вами в общем-то являемся, будучи в
этом мире Людьми) и уж они везде напакостить сумеют... Но заметьте: в Арде
Неискаженной нет понятия "добро", потому что оно имеет смысл только в
противопоставлении с понятием "зло". В Арде Неискаженной всем оценочным понятиям
типа "хорошо", "благо", "верно", соответствует понятие "ЕСТЕСТВЕННО". Все
процессы там естественны, т.е. следуют природе явлений, задуманной Творцом.
(Такой мир внутренне непротиворечив). А в Арде Искаженной появляется критерий
выбора "меньшего зла из двух": хорошо то, что более соответствует естественному
порядку вещей Арды Неискаженной. Это и есть основа этики Мира Толкиена.
Но Искаженная Арда - данность, и зло в ней всегда возможно.
И поскольку оно действительно совершается, необходим иной
критерий: мера реального зла и сведение к минимуму его последствий. И это
СПРАВЕДЛИВОСТЬ - следующее понятие в разбираемой системе ценностей, высшая
закономерность порядка вещей в Арде Искаженной, то есть Рока. Ясно, что
Справедливость как явление принадлежит Арде Искаженной, так как в Арде
Неискаженной она просто не имеет смысла. Из этого, разумеется, не следует, что
Справедливость есть зло. Но она - горькое благо: она принимает зло как
существующее явление и может остановить его конкретные проявления, но не
"исцелить" его.
Итак, Справедливость Арды Искаженной определенным образом
соответствует Естественности Арды Неискаженной. Но Справедливость по природе
своей есть мера, и потому она всегда подходит к делу формально, извне, а не
изнутри. Она принимает во внимание только реальные факты и явления.
Но зачастую зло проявляется в искажении намерений тех, кто
сотворил нечто, повлекшее за собой злые последствия. Такие подлежат суду
Справедливости за реальные дела, но она не в силах учитывать изначальное добро
их намерений. Таким образом, возникает
необходимость в МИЛОСЕРДИИ.
Там, где Милосердия нет, говорят о Жестокости. Часто говорят,
что Рок жесток. Но в таком суждении нет смысла: Справедливость не может быть
жестокой или милосердной. Справедливость и Милосердие - явления одного порядка,
дополняющие друг друга.
Итак, основа системы ценностей эльфийской культуры:
- Арда Алахаста (Арда Неискаженная)
- Справедливость
- Милосердие
В Арде
Искаженной понятия Справедливости и Милосердия воплощают Мандос и Ниэнна, брат и
сестра.
Итак, исходя из идеала Арды Неискаженной, в соответствии со
Справедливостью и принимая во внимание возможность Милосердия, создавались
законы эльфийской цивилизации.
Разумеется, были ценности и иного уровня, меньшего порядка.
Такие ценности опирались на вышеописанные основополагающие и в своем прогрессе
обязаны были оставаться в согласии с ними. Ниже я привожу некоторые из них, хотя
не могу сослаться на конкретную работу, в которой они описаны, а описываю по
намекам, репликам и т.д., встречающимся в различных произведениях Толкиена.
И первым из таких было, очевидно, РОДОВОЕ ПРАВО. Это
неудивительно. И не потому, что "это традиционно для подобных культур" - не
путайте причину со следствием. Просто основой родственных отношений являестя
любовь, наиболее сильное и святое чувство, одно из самых ярких проявлений Арды
Алахаста в Арда Хастайна. Понятие родни неизменно почиталось, и настолько, что
являлось основой иерархической структуры эльфийской цивилизации. Заметьте, что
Ваньар, духовно наиболее близкие к Арда Алахаста, называются "дети Ингвэ". Но и
в наиболее популярном проявлении цивилизации Эльдар, у Нолдор, иерархия основана
на понятиях типа "Король - отец народа".
На родовом праве основаны "правила вежества" (этикет).
Важнейшим является понятие очередности поколений, т.е. принадлежащий к
предыдущему поколению считается "старшим в роду", хоть он и мог родиться по
счету лет позже кого-либо из "младших".
Следующим было, видимо, ЦЕХОВОЕ (профессиональное) ПРАВО.
Здесь проявился следующий факт: Эльфы созданы для творчества. Цивилизация эльфов
молодая, к тому же их мышление, в основе своей синтетическое, куда менее склонно
к структурированию и анализу, чем мышление Людей, и потому творчество ума и
творчество рук у них идут рядом, а цех, т.е. творческое единство, являлся важным
общественным образованием.
Родственные отношения, тем не менее, были более тесными и
более "сакральными" (почитаемыми), и поэтому, по-видимому, родовое право имело
преимущество перед цеховым.
Духовного сословия как такового в рассматриваемой культуре не
было, т.к. в нем не было нужды: Эльдар общались с Высшими Силами (Валар)
напрямую, им не нужны были посредники. Поэтому не было и религиозного права,
намеки на которое можно встретить, например, в культуре Синдар или Нандор.
А вообще Эльдар не слишком-то нуждались в законах на все
случаи жизни. Эльфы - существа естественные и гармоничные, и потому в
большинстве случаев поступают в соответствии с общей системой ценностей,
исходящей из естественности Арда Алахаста. Я не думаю, что у них были подробно
расписанные кодексы типа имущественного, трудового и т.д. Они глубоко постигали
связь вещей и действовали в соответствии с основными закономерностями типа
описанных выше.
Но зато в их жизни большую роль играли обычаи - закономерности традиций,
основанные на "вежестве", т.е. культуре социального общения. Обычай не возникает
в один момент, для его установления нужно время, и гарантия его соблюдения - не
угроза наказания, но уважение к окружающим, их умению и опыту.
Эйлиан